Главная >  Новости > Новости > Новости, подробнее

Очередное заседание Ученого совета ИНИОH РАН



16 октября (вторник) 2012 г. в 11.00 в Малом конференц-зале состоится заседание Ученого совета ИНИОН РАН.

Повестка дня 

1. Доклад «Мода как социокультурный феномен. Базовые элементы теории» – докл. д.социол.н., проф. НИУ ВШЭ А.Б. Гофман

2. Выборы на вакантные должности научных работников ИНИОН РАН – докл. Н.Ю. Соколова

3. Утверждение к печати монографии д.филос.н. О.Ю. Малиновой «Конструирование смыслов: исследование символической политики в современной России» (24 а.л.) – докл. к.полит.н. Е.Ю. Мелешкина

4. Утверждение «Положения о порядке и условиях применения стимулирующих выплат научным работникам и руководителям Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук – докл. к.т.н. В.А. Глухов

5. О предоставлении творческого отпуска с.н.с. Отдела Западной Европы и Америки к.полит.н. С.В. Погорельской.


 

Александр Бенционович Гофман,

д.социол.н., проф. НИУ «Высшая школа экономики»

и МГИМО, рук. Сектора социологии культуры

Института социологии РАН

 

Мода как социокультурный феномен.
Базовые элементы теории (*)

Тезисы доклада на заседании Ученого совета ИНИОН РАН

16 октября 2012 г.

  1. Несколько исходных постулатов: 1) Мода присутствует в обществах и социальных ситуациях, отличающихся следующими идеально-типическими чертами: а) динамичность; b) открытость; с) определенная избыточность благ и культурных образцов; d) социальная дифференциация и социальная мобильность. Соответственно, она отсутствует в обществах и социальных ситуациях: a) статичных; b) закрытых; с) со строго ограниченным набором благ и культурных образцов; d) социально однородных и (или) с жестко фиксированной иерархией социальных групп (касты, сословия). 2) Мода бывает и может быть в любой сфере и на что угодно. 3) Моды меняются, но Мода – процесс постоянный. 4) Мода – одна из форм социокультурной регуляции и саморегуляции поведения.

  2. Если не каждый, то многие классики социологии и социальной мысли считали своим долгом сконструировать теорию моды.

  3. Трудность и необходимость отделения научного представления о моде от житейских представлений о ней.

  4. Что не является модой?

  5. Теоретическая модель моды: из чего состоит мода всегда и везде?

  1. Модные стандарты и включенные в них объекты («моды») – знаки модных ценностей,
  2. Атрибутивные (внутренние) ценности моды: современность, универсальность (диффузность), игра, демонстративность,
  3. Денотативные (внешние) ценности моды,
  4. Поведение участников моды. Характеристика этих элементов и взаимоотношений между ними.
  1. Особенность трактовки моды как знаковой системы. Ошибки Альфреда Крёбера и Жана Бодрийяра.

  2. Влияние моды на современную теоретическую социологию.

(*) Литература:

  • Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - Изд. 4-е. – М.: КДУ, 2010;
  • Гофман А. Социология моды и мода в социологии. Публичная лекция 9 сентября 2010 г. Публичные лекции ПОЛИТ.РУ. -­ http://polit.ru/article/2010/11/01/fashion

к списку