Главная >  Издания > Научные журналы > Литературоведческий журнал > Архив номеров Литературоведческого журнала > Оглавление > Статья в журнале

Байронизм и процессы жанрообразования в русской литературе начала ХIХ в.

Байронизм и процессы жанрообразования в русской литературе начала ХIХ в.
// Литературоведческий журнал. 2014. № 34. C. 5-13

Рубрика: РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В МИРОВОМ КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ: IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ (МОСКВА, ДЕКАБРЬ, 2012)

Аннотация

На материале элегии Пушкина «Погасло дневное светило...» показано, что «наложение» байронизма на русскую поэзию начала ХIХ в. приводит к их взаимодействию: элегическая система перестраивается - воспоминание предстает как род плена; байронический мотив тоже трансформируется - романтический порыв опустошается, превращаясь в стремление без надежды, бегство без освобождения. Для пушкинской поэзии такое взаимодействие оказывается творчески продуктивным - рождается новый, более сложный и противоречивый герой, который вскоре обретет развернутое воплощение в поэме «Кавказский пленник».



Abstract

The study of Pushkin’s elegy «Pogaslo dnevnoe svetilo…» shows that the interaction of the Russian poetry with Byronism in the beginning of the 19 th century transformed them both: in the case of Russian elegiac system a reminiscence becomes a kind of captivity, and the romantic inspiration of Byronism turns into an aspiration without hope and an escape without liberation. For the Pushkin’s poetry this interaction appears to be very fruitful - a new hero, more complicated and dissonant, comes into the world - soon he will be embodied in the poem of «Kavkazskiy plennik».


Ключевые слова

БАЙРОНИЗМ, ЛИРИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ, РУССКАЯ ЭЛЕГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, ЭЛЕГИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ


 


Оглавление номера № 34, 2014



В этом разделе

На нашем сайте

Публикуется информация о библиотечном деле

Система Orphus