Главная >  Об Институте > О нашем здании

О нашем здании

Н.В. Токарев*

УЧЕНЫЙ РАЙ**

На перекрестке Профсоюзной улицы и Нахимовского проспекта из-за поросли киосков на фоне растущих, как грибы, высоток уверенно встает прямоугольник белых стен, колоннада, увенчанная стеклянной «короной». Встает как бы из-под земли, уходя основанием в широкую ложбину, заросшую деревьями. Широкий ров, он же пруд с перекинутым через него мостом, крупный портал ворот – торжественно, изящно, неприступно. Здание ИНИОНа стало флагманом научного городка на Профсоюзной, включающего несколько исследовательских институтов. В орбиту научно-технического прогресса вовлечен даже пруд перед входом: его вода использовалась в системе кондиционирования здания…

Средоточие этой постройки – библиотека, одна из крупнейших в России (14 млн. единиц хранения). Поэтому на образ здания наложило свой отпечаток восприятие библиотеки европейской и российской культурой. Со времен Великой Французской революции и грандиозных проектов Л. Булле библиотека в европейском сознании она занимает (наряду с музеем) место упраздненного храма, своеобразный алтарь науки. Примерами тому могут послужить и библиотека Г. Асплунда в Стокгольме, и библиотека Британского музея. Правда, в Советской России типология приобрела созвучие не просто с храмом, но с монастырем, замкнутым братством посвященных, противостоящим океану бескультурья.

Мотив гордого сопротивления подспудно присутствует и в облике ИНИОНа. Недаром свою историю организация ведет от Коммунистической Академии, основанной Лениным в 1918 году и ликвидированной Сталиным в 1936-м. Комакадемия мыслилась как альтернатива «старой» Академии наук и находилась на острие идеологической борьбы, но проиграла. Библиотека же Комакадемии (кстати, основанная на самых передовых принципах библиотечного дела, за образец была взята Библиотека Конгресса США – вот он, дух Просвещения) уцелела в недрах АН СССР и обрела новую жизнь в годы «оттепели», когда Хрущев повел борьбу за «хорошего» Ленина против «плохого» Сталина, и с общественных наук хотя бы отчасти был снят идеологический пресс. Позже «крепостная» тема ярко проявилась и в Центральной медицинской библиотеке, построенной на соседнем участке теми же авторами. Монастырско-крепостной образ ИНИОНа чувствуется, когда оказываешься у подножия здания: пруд становится оборонительным рвом, сквозь колоннаду нет входа, выступающий верхний этаж смотрит рядом навесных бойниц. Перед нами крепость, слегка опущенная в землю или открытая в результате археологических раскопок. Знание – сила, особенно знание в такой идеологически взрывоопасной области, как общественные науки, а силу свою советская власть тщательно оберегала от граждан. Но самое неожиданное поджидает нас за углом. Кажется, тут должно быть продолжение мерной поступи белых колонн, а там – ничего, трава и забор соседней стройки. Периметр не замкнут, здание не достроено, крепость оказалась потешной. Проект (ИНИОНа и советской державы) был воплощен лишь с главного фасада.

Тем не менее в подчеркнуто обособленной постановке здания, будто на «священном» участке, в белоснежной колоннаде, вызывающей ассоциации с греческим периптером, в мостике над водой, словно ведущим в иной мир, есть напоминание о храме. Но особенно черты сакральности заметны внутри. Торжественная лестница продолжает путь от моста и ведет из глухих коридоров нижних этажей, где расположено книгохранилище, в «горний мир» читальных залов. Верхний этаж, очень высокий, освещен ярким светом через круглые зенитные фонари, которые подчеркивают «космичность» интерьера. Это храм знаний, демократический ученый рай, бесконечное равномерное пространство, разделенное легкими остекленными перегородками. Здесь царствует горизонталь, студент и академик равны в своем стремлении к научной истине: каждому фонарь, стул со столом, книга и чай в буфете. Веру в науку, которая способна справиться со всеми проблемами, даже придать социализму человеческое лицо, как нельзя лучше воплощала аскетическая геометрия архитектуры 60-х, с ее отточенными пропорциями и немногословной деталировкой.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не одна мысль, пришедшая уже на пути к метро. В отличие от многих научных учреждений, в здании нет ни одного автосалона, нигде не торгуют обувью и не предлагают турпутевок в Анталью. В этом доме по-прежнему живут книги и те люди, которые приходят их читать.


*Токарев Никита Владимирович – руководитель архитектурного бюро «Панаком», доцент Московского архитектурного института, член Правления Союза московских архитекторов.

** Статья впервые напечатана в журнале “Made in Future” (Токарев Н.В. Ученый рай // Made in Future. Журнал о большой архитектуре. – М., Зима 2008-2009. – № 5. – С. 120-121). Публикуется с сокращениями.