Очередное заседание Ученого совета ИНИОH РАН
21 июня (четверг) 2012 г. в 11.00 в Малом конференц-зале состоится заседание Ученого совета ИНИОН РАН.
Повестка дня
1. Доклад «Наука и образование в стратегической перспективе» – докл. д.филос.н. А.И. Ракитов;
2. Изменение темы кандидатской диссертации С.В. Мельника – докл. А.О. Максимова;
3. О поддержке признания научной школы ак. Н.П. Шмелёва «Европа и Россия в мировых социально-экономических и политических процессах» (Институт Европы РАН) – докл. ак. Ю.С. Пивоваров.
Анатолий Ильич Ракитов,
д.ф.н., гл. науч. сотр.
Центра научно- информационных исследований по науке,
образованию и технологиям ИНИОН РАН
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Тезисы доклада на заседании Ученого совета ИНИОН РАН
21 июня 2012 г.
1. В декабре 2011 г. Правительство РФ утвердило первую долгосрочную «Стратегию инновационного развития РФ на период до 2020 г.». Главные цели, сформулированные в Стратегии, заключаются в обеспечении высокого уровня благосостояния населения, укреплении лидерской роли России в мировой политике. Важнейшими инструментами достижения этих целей являются развитие науки, создание на ее основе инновационных технологий, использование возможностей высшего образования ради улучшения человеческого капитала.
2. После завершения гражданской войны (1918–1920 гг.) решающим принципом государственной политики Российской Федерации, а затем и Советского Союза, было стратегическое планирование. Оно реализовывалось в системе знаменитых советских пятилеток. В середине XX в. Россия стала высокоразвитой индустриальной страной и второй военной державой мира. После распада Советского Союза и создания нерегулируемой рыночной экономики начинается быстрая деградация. Несмотря на гигантские природные ресурсы, Россия позиционируется как одна из отсталых стран мира. По наиболее важным социальным показателям она занимает крайне низкие места в международных рейтингах (хронический демографический кризис, высокая безработица, значительное число лиц, живущих на доходы ниже прожиточного минимума, высокая смертность, высокий рост числа убийств, неблагоприятное децильное соотношение).
Стратегия констатирует, что переломить негативные тенденции в инновациях и модернизировать страну до сих пор не удалось. Для социально-экономического прорыва необходимо, прежде всего, создать инновационные технологии, основывающиеся на достижениях отечественной науки и высшего образования, но возможно ли это в стране с деградировавшей экономикой, плохим социальным менеджментом и острыми социальными противоречиями? Образуется заколдованный круг.
3. В современном мире существует три сценария социально-экономического развития: инерционный, догоняющий и лидерский. Возможности первого пути для России исчерпаны. Второй путь частично используется. Решающим должен стать третий путь, но он существенным образом зависит от перспективы развития науки и высшего образования. В Стратегии впервые специально выделяется раздел, посвященный науке. Но как раз с ней дело обстоит неблагополучно. Происходит резкое старение исследовательских кадров. С 1995 по 2010 г. число занятых в науке и число исследователей сократились почти на треть. Начиная с 2000 г. финансирование науки неуклонно растет, но при этом продуктивность исследователей падает. Российская наука не востребована бизнесом. В науку из-за ее низкой престижности идут не лучшие выпускники вузов.
4. Для развития российской науки на период, предусмотренный Стратегией, необходимо устранить главные препятствия: резко модернизировать и расширить экспериментальную базу науки; увеличить общее финансирование; устранить архаические административные формы организации научных исследований; перейти на финансирование исследовательских проектов, программ и исследовательских фронтов; расширить грантовую поддержку; добиться повышения статуса ученых; стимулировать участие российских ученых в международных симпозиумах, конференциях, сетевых исследовательских проектах; перейти от политики точечной поддержки исследовательских центров к фронтальной поддержке науки.
5. Основу формирования научно-кадрового потенциала страны составляет подготовка специалистов высшей квалификации через систему специальных, прежде всего высших, профессиональных учебных организаций. После превращения России в суверенное государство начался стремительный рост числа вузов, в том числе коммерческих. Одновременно наметился дефицит квалифицированных профессорско-преподавательских кадров. Вследствие этого резко снизилось качество подготовки специалистов высшей квалификации, упал престиж российских вузов. Ни один из них не входит в первую сотню в международных рейтингах. Попытка искусственного создания исследовательских университетов до сих пор не дала ощутимых результатов. Эффективность научных исследований в вузах остается низкой.
За последние 20 лет увеличилось количество выпускников вузов в расчете на 10 тыс. населения. Возник избыток специалистов с высшим образованием и одновременно наметился острый дефицит инженерных кадров, резко увеличилось число аспирантов и докторантов, число защит кандидатских и докторских диссертаций. Рост количества за счет качества угрожает самому существованию российской науки и высшего образования.
6. Дальнейшие перспективы развития науки и образования в России будут определяться: выработкой государственной научно-образовательной политики, соответствующей целям Стратегии; востребованностью результатов исследовательской и образовательной деятельности со стороны бизнеса и общества; способностью ученых, преподавателей и профессоров вузов активно включиться в дальнейшее реформирование науки и образования. Стратегия лишь намечает перспективы, но достижение поставленных в ней целей зависит от консолидированных усилий государства, гражданского общества и бизнеса.
к списку
На нашем сайте
Публикуется информация о библиотечном деле