Главная >  Новости > Новости > Новости, подробнее

Размещены материалы доклада к.полит.н. Е.Ю. Мелешкиной «Роль электорального цикла 2011-2012 гг. в политическом развитии России» (17 мая 2012 г.)



Размещены материалы доклада к.полит.н. Е.Ю. Мелешкиной «Роль электорального цикла 2011-2012 гг. в политическом развитии России» (17 мая 2012 г.).

Аудио. Скачать

Фотографии.

Видео 1.

Видео 2.

Видео 3.

Видео 4.

Видео 5.

Видео 6.


 

Елена Юрьевна Мелешкина,

к.полит.н., зав. Отделом политической науки

Центра социальных научно-информационных

исследований ИНИОН РАН,

 

РОЛЬ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЦИКЛА 2011-2012 гг.

В ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

 

Тезисы доклада на заседании Ученого совета ИНИОН РАН

17 мая 2012 г.

В странах развитой демократии свободные и справедливые выборы выполняют следующие функции:

– обеспечивают народный суверенитет путем выборов народом своих представителей;

– формируют исполнительную власть и обеспечивают ее регулярную сменяемость, являются основным систематическим механизмом передачи власти;

– обеспечивают равенство гражданских прав путем реализации основных принципов выборов (всеобщность, равенство, тайный характер и т.п.);

– служат местом и основным механизмом легитимации и делегитимации политических курсов.

Согласно идеям представителей транзитологии (Ф. Шмиттер, Г. О’Доннелл, С. Хантингтон и др.) выборы – один из ключевых институтов демократического транзита. Они обеспечивают сменяемость власти и способствуют трансформации политического строя в демократический режим с определенными процедурами и неопределенными результатами (А. Пшеворский).

В России и ряде других стран выборы не стали таким институтом. Почему? Какую роль играют выборы в России?

В отличие от «классического» варианта демократического транзита (заключение пакта, проведение «учредительных» выборов с победой сторонников нового режима, потом выборов разочарования и т.д.) в России смена режима произошла насильственным путем при доминировании одного из акторов. Она не предполагала заключение соглашения между основными политическими силами по поводу правил игры. Смена режима не сопровождалась учредительными выборами. Следствием стали невысокий уровень легитимности режима и формальных институтов, включая выборы.

В этих условиях выборы были и остаются не результатом внутриэлитного компромисса, а причиной внутриэлитного конфликта. Они стали свободными (или скорее частично свободными) в плане доступа к выборам, но несправедливыми в плане возможностей основных политических игроков. Все электоральные циклы отличались махинациями и злоупотреблениями во время избирательной кампании и проведения выборов, включая 2011-2012 гг. Однако в 2000-х гг. в связи с необходимостью дальнейшей консолидации режима и удержания власти особый размах приобрели незаконные действия непосредственно в день выборов и в ночь после них. Согласно экспертным оценкам, искажение результатов выборов только в результате вбросов, приписываний и переписываний протоколов составили примерно от 10 % до 20 % на парламентских выборах 2011 г. и от 5 до 15 % на президентских. По оценкам экспертов, на президентских выборах доля фальсификаций протоколов была в целом ниже, чем на парламентских выборах. Однако более активно использовались дневные механизмы фальсификаций (карусели, открепительные и проч.).

Таким образом, выборы в России:

– не служат основным механизмом передачи власти, а являются фасадом неформального принятия решений;

– играют роль референдума о доверии по отношению к правящей группировке и политическому режиму;

– способствуют консервации традиционных (несовременных и недемократичных) политических отношений и практик (например, института преемника).

Несмотря на общие особенности, электоральный цикл 2011-2012 гг. имел свои отличия, как в условиях проведения, так и в результатах.

Условия проведения:

– распространение новых каналов и средств коммуникации, в большей степени ориентированных на индивидуальное потребление и сетевое общение;

– смена поколений и появление слоя относительно молодых, хорошо образованных, неплохо зарабатывающих, достаточно мобильных представителей среднего класса;

– экономический кризис, сужение возможностей и появление различных групп интересов внутри правящего класса;

– негибкость режима, его неспособность реагировать на вызовы, падение популярности «партии власти» и ее лидеров;

– изменившиеся международные условия, показавшие хрупкость казалось бы стабильных автократических режимов;

– относительная либерализация условий соревнования во время выборов.

Особенности:

– рост протестных настроений (голосование, митинги и проч.) и гражданской активности (включая организации наблюдателей);

– фактическое поражение «Единой России» и нелегитимная в глазах части избирателей победы В.В.Путина;

– искусственное обострение ситуации политического противостояния с обеих сторон и тем самым повышение значимости выборов;

– быстрое «самообучение» властных структур в плане овладения имитационными формами гражданской активности, другими видами политической мобилизации, новыми механизмами и каналами коммуникации. Вы спрашиваете, чем мне нравятся проститутки Барнаула? Проститутки Барнаула - это самые востребованы девушки для интимных и приватных встреч, а также для проведения интим досуга.

Результаты:

– формирование новой повестки дня (расколотая нация, необходимость политических реформ, вопрос о переговорах);

– имитационные реформы, дистанцирование избранного президента от диалога с оппозицией, применение силовых мер и демонстрация преемственности курса режима;

– неизбежный разлад в рядах оппозиции и радикализация действий ее значительной части;

– актуализацию вопроса о переформатировании партийной системы, по крайней мере, обновления облика ее основных игроков.

Прошедшие выборы показали, что есть запрос на обновление власти и проводимого курса, однако возникшая ситуация явилась недостаточным стимулом для того, чтобы правящий класс в силу сложившейся традиции, а также личной и групповой заинтересованности проявил склонность к изменению статус-кво. Наиболее вероятный вариант развития событий – продолжение логики функционирования сформировавшегося режима при повышении недоверия к нему и дальнейшей дифференциации внутри элиты.


к списку