Главная >  Новости > Новости > Новости, подробнее

Размещены материалы заседания Ученого совета ИНИОН РАН 22 ноября 2012 г.



22 ноября 2012 г. состоялось очередное заседание Ученого совета ИНИОН РАН.

С докладом на тему «Зачем диктатору хорошие институты?» выступил д.филос.н., проф. А.Ю. Мельвиль.

Презентация доклада. Скачать

Аудио. Скачать

Видео 1. А.Ю. Мельвиль

Видео 2. А.Ю. Мельвиль

Видео 3. А.Ю. Мельвиль


Д.филос.н, проф. Андрей Юрьевич Мельвиль,
декан факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ,
заслуженный деятель науки РФ
 

Зачем диктатору хорошие институты?

(Тезисы доклада на заседании Ученого совета
ИНИОН РАН 22 ноября 2012 г.)

1. На политической карте мира сегодня, спустя почти четыре десятилетия с начала «третьей волны демократизации», по-прежнему меньше демократий, чем разного рода «не-демократий» (от правящих монархий и персоналистских диктатур до многочисленных разновидностей гибридных режимов). Большинство населения планеты сегодня живет в условиях авторитаризма, пусть и разной степени. Различные качества авторитаризма – важная и актуальная проблема теоретического и эмпирического характера. Современные «не-демократии» различаются по многим основаниям – уровням репрессий, темпам и характеру экономического развития, вовлеченности в международную среду, качеству институтов и др.

2. Качество институтов – одна из ключевых характеристик состояния и динамики современных государств, которая критически важна для определения возможностей и перспектив их экономического, социального и политического развития. Современная теоретическая и эмпирическая литература приходит, в частности, к выводу о «J-кривой»: согласно которой качество институтов выше при автократиях, чем при переходных или транзитных режимах, и выше всего при консолидированных демократиях. Предлагаются различные варианты объяснений – уровни экономического развития, институциональные традиции и альтернативы, режимные особенности, политические решения и т.д. Диктаторам нужны институты – это фактически решенный вопрос в существующей литературе. Но какие и какого качества нужны диктаторам эти институты? В литературе существуют разные аргументы, связывающие качество институтов при диктатуре с уровнями экономического развития, режимными характеристиками (наследственная монархия, военный режим, однопартийный режим и др.), персональными особенностями диктатора и пр. Но нерешенной остается проблема: подтверждается ли «J-кривая» применительно к выборке посткоммунистических стран? Иначе говоря, есть ли посткоммунистические автократии с хорошими институтами? Если нет, то почему?

3. Предлагаемый в докладе эмпирический анализ показывает, что таких посткоммунистических автократий с хорошими институтами сегодня не существует, что ставит под вопрос обобщенный характер заключений о «J-кривой». Ключевая для нас проблема в том, почему у посткоммунистических автократов нет интересов и мотивов для создания хороших институтов? Для этого мы предлагаем модель «Царя горы», построенную по аналогии с «кривой Гаусса», где одна ось отражает уровни политической и экономической ренты, извлекаемой лидерами-монополистами, стремящимися к установлению минимальных пределов конкуренции, а другая ось – время протекания трансформационных процессов. Дополнительно в предлагаемую модель вводится «кривая страхов», которая условно «выше» предлагаемой кривой политической и экономической ренты и отражает опасения «Царя горы» в гипотетической ситуации утраты монополии. Уровни политической конкуренции в ходе президентских и парламентских выборов последних посткоммунистических циклов, понимаемые как индикаторы политической ренты, рассчитаны по модифицированной модели Ванханена.

4. На основе сочетания качественного и количественного анализа в докладе предлагаются аргументы, свидетельствующие о том, что в ситуации как консолидированных посткоммунистических автократий, так и «зависших» транзитов, элиты-победители не имеют стимулов и мотивов для улучшения институтов и формирования демократических практик. Созданные ими «плохие» (коррумпированные, непрозрачные, неэффективные и неподточетные) институты для них как раз являются «хорошими», поскольку выполняют те функции, ради которых и были созданы. Тем самым, они закрепляют «институциональную ловушку» и используются для «захвата государства». Обеспечение политической и экономической ренты, а не гарантия прав собственности и обеспечение конкуренции, становится для «Царя горы» основным побудительным мотивом для сохранения статус-кво и препятствия реформам (или их имитации). В докладе также формулируются варианты возможных внутренних и внешних факторов, которые могли бы (гипотетически) побудить «Царя горы» начать реформы и формирование хороших институтов.


к списку