Очередное заседание Ученого совета ИНИОН РАН (31.03.2016)
31 марта 2016 г. состоялось очередное заседание Ученого совета ИНИОН РАН.
Повестка дня:
1. Об увековечении памяти Ю.И. Игрицкого (докл. д.полит.н. Д.В. Ефременко);
2. Научный доклад «Умберто Эко: в поисках смысла» (докл. Е.В. Лозинская);
3. Утверждение показателей научной деятельности (ПНД) научных сотрудников Института по итогам работы в 2015 г. (докл. к.филос.н. Ю.Ю. Чёрный);
4. Об изменении порядка проведения конкурса на замещение должностей научных работников (докл. к.социол.н. А.Ю. Долгов);
5. О предварительных итогах деятельности рабочей группы по доработке проекта Программы развития и комплексной модернизации ИНИОН РАН (докл. д.полит.н. М.В. Ильин, к.и.н. А.И. Слива);
6. Разное.
Тезисы доклада научного сотрудника Отдела литературоведени
УМБЕРТО ЭКО: В ПОИСКАХ СМЫСЛА
1. Умберто Эко (5.01.32–19.02.2
016) окончил философский факультет Туринского университета, в начале академической карьеры преподавал эстетику во Флоренции и Милане. С 1971 г. его научная деятельность была связана преимущественно с Болонским университетом, хотя он читал курсы и выступал с лекциями по всему миру. Эко известен не только как академический исследователь и знаменитый романист, он – весьма популярный публицист, регулярно выступавший как на актуальные, так и на "вечные" темы в итальянской периодике и СМИ, автор и соавтор научно-популярны х произведений, его перу принадлежат несколько книг для детей и юношества. 2. Сфера академических интересов У. Эко очень широка и включает такие области как теоретическая семиотика, теория визуальной коммуникации и масс-медиа, рецептивная эстетика, вопросы массовой культуры, теория перевода, средневековая эстетика и общая история эстетических категорий. Но все его работы имеют одну сквозную тему – особенности смыслопорождения в эстетических объектах. В докладе рассмотрены несколько ключевых сюжетов научного творчества Эко, ставших неотъемлемой частью современной гуманитарной науки.
3. Часто говорится о том, что одной из важных сторон научной деятельности У. Эко быламедиевистика, но собственно медиевистических работ у Эко немного. Однако средневековье занимает в его творчестве очень важное место: Эко постоянно ищет и находит средневековые параллели к современной действительности – как в культурных практиках, так и в эпистемологическ
их подходах. Его диссертация по эстетике Фомы Аквинского (1954) имела важное значение и для медиевистики как таковой: несмотря на большой интерес к томизму в XX в., в науке было распространено мнение, что целостной эстетики средневековый томизм не имел. Эко тщательно реконструирует представления Аквината в историческом контексте, показывая, что они складываются в единую систему. Важным моментом медиевистических исследований Эко стало также опровержение мифа о том, что Данте был ортодоксальным томистом. Для медиевистики Эко характерно внимание к средневековым процедурам выявления смысла произведения и аутентичная реконструкция средневековых теорий аллегоризма. 4. Умберто Эко неверно считать представителем итальянского структурализма. Структурализм вызывает у него серьезные возражения, но не как конкретная научная методология, а как тотальная или даже тоталитарная философская система, претендующая на статус универсального языка гуманитарных наук. В его понимании структура – это когнитивный инструмент, а не сущность, обладающая своим собственным бытием и доступная эмпирическому наблюдению. Именно с этим связано одно из ключевых понятий его семиотики – "отсутствующая структура". Он критиковал также абсолютизацию структурализмом синхронического подхода к культуре, его нацеленность на выявление универсальных смыслов, в то время как для самого Эко смысл всегда связан с контекстом, в том числе историческим.
5. В мировой науке Эко известен в первую очередь как семиотик. Он – автор общетеоретически
х трактатов по этой дисциплине, стоявший у истоков семиологических исследований в Италии. Однако его семиотика – это в первую очередь семиотика культуры; это, по его собственному выражению, "научно обоснованная культурная антропология". Эко интересует соотношение не знака и реального объекта, референта, а знака и мира культуры, состоящего из совокупности кодов. Важным элементом его семиотической теории стала метафора "энциклопедии" как способа организации культурного универсума. Энциклопедия предполагает принципиальную бесконечность, незавершенность и многосмысленност ь системы культурных знаний. Противопоставлен ная ей "древовидная структура" культурного знания может существовать только в виде локальной системы. Существенным вкладом Эко в семиотику стал также пересмотр восходящего к Пирсу представления об иконическом знаке. По Эко, "иконический знак столь же произволен, условен и немотивирован, как и знак словесный". Эко принадлежит теория множественности и многоуровневости визуальных кодов, опровергающая тезис о простоте и кросс-культурнос ти визуальных знаков.. 6. Самая знаменитая теория Эко – это концепция "открытого произведения". Произведение искусства – это "принципиально неоднозначное сообщение, множественность означаемых, которые сосуществуют в одном означающем". В современных поэтиках такая многозначность становится "одной из ясно определенных установок автора, задачей, которую надо осуществить прежде прочих". Открытое произведение воспроизводит в своей структуре идею "плодотворной неупорядоченност
и", отражающую новое представление о мире. Но при всей своей многозначности и зависимости от процесса рецепции произведение имеет форму, остается объектом, наделенным определенными структурными свойствами. Открытое произведение – это не оценочная категория и не категория критического анализа текста, а гипотетическая модель для анализа общих эстетических тенденций современного времени. Модель открытого произведения воспроизводит не объективную структуру произведения, а структуру отношения к нему реципиента. Тройной парадокс Эко: открытость произведения как принцип современной эстетики – открытость была присуща произведениям самых разных эпох – открытого произведения не существует. 7. Проблема "сверхинтерпретац
ии" – болезнь современной теории, ставшая результатом волюнтаристского истолкования концепции "неограниченного семиозиса" Ч. Пирса. Эко указывает, что неограниченный семиозис – это эпистемологическ ая абстракция, которая на практике ограничена существующими культурными кодами. Существенным элементом подхода У. Эко стало теоретическое разграничение "критической интерпретации" текста и его "использования", однако на практике не всегда легко отделить одно от другого. Различительным критерием может служить принцип "внутренней согласованности" текста. 8. Ключевое понятие рецептивной эстетики Эко – "образцовый читатель", т.е. такой читатель, которому удается дешифровать интенции самого текста. Эта идея во многом аналогична представлению об имплицитном читателе В. Изера, но Эко оригинален в том, что связывает эту проблематику с вопросом об онтологическом статусе художественной действительности
, выявляя принципиальное сходство между нашими представлениями о реальном и вымышленных мирах. С одной стороны, вымышленный мир – производная от наших представлений о мире реальном, на которую были наложена определенные ограничения самим текстом. С другой – мы структурируем представление о мире реальном, нередко опираясь на схемы и фреймы, характерные для мира вымышленного. В этом, по У. Эко, заключается терапевтическая роль литературы, помогающей нам справиться с хаотичностью и запутанностью современной реальности. 9. Важное место в работах Эко отведено изучению массовой культуры и отношения к ней интеллектуалов. Эко не является сторонником идеи, что массовая культура в отличие от культуры высокой не содержит множественных смыслов. Исследование серийных форм искусства Эко встраивает в исторический контекст противопоставлен
ия инновации и повторения. Эко принадлежит ставшая общепринятой классификация форм серийного искусства: retake, remake, серия, сага, интеллектуальный диалог. Переводы научных работ У. Эко на русский язык
Эко У. О членениях кинематографичес
кого кода // Строение фильма. – М., 1984. Эко У. Инновация и повторение: между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна. – Минск: 1996. – С.52–73.
Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / Пер. А. Погоняйло и В. Резник. СПб.: Петрополис, 1998.
Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. М.: Алетейя, 2001.
Эко У. Заметки на полях “Имени розы” / Пер. Е. Костюкович. СПб., Симпозиум, 2002;
Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / Пер. А. Глебовской. СПб.: Симпозиум, 2002;
Эко У. Поэтики Джойса / Пер. А. Коваля. СПб.: Симпозиум, 2003;
Эко У. Эволюция средневековой эстетики / Пер. Ю. Ильина и А. Струковой. СПб.: Азбука-Классика, 2004
Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / Пер. А. Шурбелева. СПб.: Академический проект, 2004.
Эко У. Пять эссе на темы этики / Пер. Е. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2005.
Эко У. Роль читателя: Исследования по семиотике текста / Пер. С. Серебряного. СПб.: Симпозиум; М.: Изд-во РГГУ, 2005.
Эко У. Сказать почти то же самое: Опыты о переводе / Пер. А. Коваля. СПб.: Симпозиум, 2006.
Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб.: Александрия, 2007.;
Эко, У. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках.– СПб.: Симпозиум, 2008. 412с.
Избранная критическая литература научном творчестве У. Эко на русском языке
Усманова А. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. – Минск, 2000.
Зенкин С. Семиолог в отсутствие структур // Новое литературное обозрение. – М., 2006. – №4. – С.323–332.
Чекалов К. Произведение искусства в теории культуры Умберто Эко // Искусство. – М., 1998. – №5. – С. 39–44.
Косыхин В.Г. Структура присутствия: У. Эко и истоки герменевтики открытого произведения // Известия Саратовского университета. Новая серия. – Саратов, 2008. – Т. 8. Серия «Философия. Психология. Педагогика»., Вып. 1. – С. 27–31.
Носачев П.Г. Пределы интерпретации текста как ключевая проблема концепции Умберто Эко : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. – М., 2009 .
Мачужак А. В. Язык и культура в философии Умберто Эко : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 . – Тверь, 2006.
к списку
На нашем сайте
Публикуется информация о библиотечном деле