Подражание против гармонии: «Музыкальный словарь» Руссо в контексте поэтики
// Литературоведческий журнал. 2012. № 31. C. 21--38
Оппозиция мелодии и гармонии, центральная в музыкальной теории Руссо, рассмотрена в широком, эстетическом и поэтологическом, контексте. Связь мелодии с идеей подражания (согласно Руссо, мелодия подражает интонациям человеческой речи) позволяет увидеть в вышеупомянутой оппозиции глубинное противопоставление подражания и гармонии, которое восходит к «Поэтике» Аристотеля, где подражание и гармония названы в качестве природных начал творчества. В истории поэтики принципы подражания и гармонии репрезентируют две разных концепции произведения (как отражения чего-то иного - и как самодостаточного целого, основанного на внутренней числовой пропорциональности). Таким образом, в контексте поэтики теория Руссо предстает эпизодом из многовекового диалога (а порой и спора) этих двух концепций.
Оппозиция мелодии и гармонии, центральная в музыкальной теории Руссо, рассмотрена в широком, эстетическом и поэтологическом, контексте. Связь мелодии с идеей подражания (согласно Руссо, мелодия подражает интонациям человеческой речи) позволяет увидеть в вышеупомянутой оппозиции глубинное противопоставление подражания и гармонии, которое восходит к «Поэтике» Аристотеля, где подражание и гармония названы в качестве природных начал творчества. В истории поэтики принципы подражания и гармонии репрезентируют две разных концепции произведения (как отражения чего-то иного - и как самодостаточного целого, основанного на внутренней числовой пропорциональности). Таким образом, в контексте поэтики теория Руссо предстает эпизодом из многовекового диалога (а порой и спора) этих двух концепций.
ВЫРАЖЕНИЕ, ГАРМОНИЯ, ГОЛОС, ДИАЛОГИЗМ, МЕЛОДИЯ, ПОДРАЖАНИЕ, ПОЭТИКА, РИТМ
ВЫРАЖЕНИЕ, ГАРМОНИЯ, ГОЛОС, ДИАЛОГИЗМ, МЕЛОДИЯ, ПОДРАЖАНИЕ, ПОЭТИКА, РИТМ
На нашем сайте
Публикуется информация о библиотечном деле